Читатели задают вопрос:
«Промывают ли Свидетелям
Иеговы мозги?» Ниже
приводится ответ одному из
них.
Противники религии
Свидетелей Иеговы не
стесняются называть эту
организацию сектой, членам
которой «промывают мозги». Я
же считаю, что каждому из нас
нужно осознать личную
ответственность за
совершение ошибки. Нельзя
полностью сбросить с себя
ответственность за принятие
того или иного решения, даже
если при этом мы
руководствовались ошибочной
информацией. Говоря словами
доктора Примроза из романа
Оливера Голдсмита «Векфильдский
священник»,
Не в том беда, что они
не в силах устоять против
некоторых доводов, которые
кажутся им
убедительными, а в том,
что на другие
доказательства, которые
предлагаются их вниманию,
они и взглянуть не желают.
И пусть мы не вольны в
своих мыслях в ту минуту,
когда они у нас возникают,
все же они получают доступ
к нам либо вследствие
закоренелой
развращенности нашей, и
тогда мы заслуживаем
наказания, либо по причине
крайнего легкомыслия, и
тогда мы достойны
презрения.
И хотя нас можно считать
«пострадавшими от других
пострадавших», всё же мы сами
позволили другим причинить
нам боль, сами пошли у них на
поводу. Будем надеяться, что
размышление над причинами,
по которым это произошло,
размышление над
собственными побуждениями,
поможет нам избежать
подобных случаев в
дальнейшем. Психиатр Скотт
Пек сделал следующее
наблюдение, частично
процитированное в моей
второй книге:
Если мы ищем способа
избежать ответственности
за свое поведение, то
норовим передать эту
ответственность другому
человеку, организации,
обществу. Но получается
так, что мы при этом отдаем
и свою силу, и не так уж
важно кому — «судьбе»,
«обществу», правительству,
корпорации или начальнику.
Вот почему Эрих Фромм дал
столь удачное название
своему исследованию
нацизма и авторитаризма: «Бегство
от свободы».
Стремясь избежать тягот
ответственности, миллионы
и даже миллиарды людей
ежедневно бегут от
свободы.
Доктор Хильда Брух в
предисловии к своей книге
«Учимся психотерапии» пишет,
что, в сущности, все пациенты
идут к психиатрам «с одной и
той же бедой — чувством
беспомощности, страха и
внутренней убежденностью,
что ничего нельзя ни
поправить, ни изменить».
Одной из коренных причин
этого «чувства бессилия» у
большинства пациентов
является определенное
желание избежать (частично
или полностью) тягот свободы,
а значит, и определенная
неспособность (частичная или
полная) взять на себя
ответственность за свои
проблемы и свою жизнь. Они
чувствуют бессилие, потому
что и на самом деле отдали
свою власть, свою силу. Рано
или поздно, если им суждено
излечиться, они должны
понять, что вся жизнь
взрослого человека – это
последовательность личных
выборов, личных решений. Если
они способны полностью
принять это, — они
становятся свободными
людьми. В той же мере, в какой
они не принимают этого, они
всегда будут чувствовать
себя жертвами.
Хотя люди могут
верить во что-нибудь из-за
внушения со стороны, не менее
значимым фактором может быть
и наше собственное желание
поверить. Иногда неправда
выглядит привлекательнее
истины, несмотря на свою
легковесность и
поверхностность. Один
человек написал мне, что он
«безоглядно и безоговорочно
верил, что эта система вещей
должна была завершиться в
октябре 1975 года», и даже
поощрял по этой причине свою
дочь креститься поскорее.
Многие твердо верили в эту
дату, но всё же не все. И те, и
другие читали одни и те же
журналы, слушали одни и те же
речи, но не все оказались под
одинаковым влиянием. Я лично
считал нужным
предостерегать в своих речах
от возложения больших
ожиданий на какую-либо дату.
Бывает, что если
мы во что бы то ни стало к
чему-нибудь стремимся, даже
во вред себе, то можем
игнорировать все
предупреждающие сигналы об
опасности выбранного нами
пути. В этой связи в Евреям 3:13
говорится об
«обольстительной» силе
греха, о «греховной лести».
Лично я стал Свидетелем
Иеговы не по принуждению со
стороны родителей, а по своей
воле. Когда я достиг
подросткового возраста, они
даже не настаивали, чтобы я
ходил на встречи собрания (и
на протяжении нескольких лет
я их и не посещал). Да, я верил
в заблуждение, но зачастую
это происходило потому, что
ошибка была такой
привлекательной, и я
поддался этой
привлекательности. Я не
извиняю тех, кто
распространял заблуждения,
но и сам не свободен от
ответственности. Во многом
такая ситуация подобна тому,
что описано в Иоанна 12:42, 43:
Впрочем и из
начальников многие
уверовали в Него; но ради
фарисеев не исповедывали,
чтобы не быть отлученными
от синагоги, ибо возлюбили
больше славу человеческую,
нежели славу Божию.
Несомненно, среди
учений Свидетелей Иеговы
есть определенные элементы
истины, и, несомненно, именно
эти элементы истины были для
нас привлекательны,
обращаясь к нашим сердцам. И
только со временем мы
осознали, до какой степени
эти драгоценные истины были
затуманены, приуменьшены и
искажены другими учениями.
Хочу, тем не
менее, повторить, что нельзя
возлагать ответственность
за это исключительно на
какую-нибудь организацию.
Гитлер и его соратники
никогда не смогли бы
совершить свои преступления
без участия других
чиновников и большей части
германского народа.
Ответственность за
исполнение внутренних
правил организации в
основном лежит на
старейшинах собрания.
Соглашаясь на эту должность,
они, в сущности, выражают
согласие поддерживать
существующий порядок, лишать
общения несогласных, а также
поддерживать принятые ранее
противоречивые вероучения.
Иногда я был готов
подвергать сомнению
принятый уклад, даже
оставаясь в меньшинстве (или
в одиночестве), несмотря на
враждебность, отвержение и
перспективу начать новую
жизнь в 60-летнем возрасте.
Так же поступают и другие
старейшины, но я думаю, что
таковых сравнительно
немного. Многие из старейшин,
осознающих существующие
изъяны, предпочитают
молчать.
Покинув большую
организацию и бывших
соверующих, мы можем
испытывать чувство
одиночества. Но даже и это
может иметь положительные
стороны. Мы можем развить еще
большее доверие к небесному
Отцу, убедиться, что только с
Ним можно иметь настоящую
безопасность, только в его
заботе можно иметь
несомненную уверенность. Мы
не станем больше просто
плыть по течению, но через
веру сможем развить
внутреннюю силу, возрастая
во взрослых мужчин и женщин.
Такой рост достигается в
любви к Сыну Бога и примеру
Его жизни (Ефесянам 4:13-16). Я не
считаю произошедшее со мной
потерей, не чувствую, что
ничему не научился. Я нахожу
большое утешение в словах
Павла из Римлянам 8:28 («Перевод
нового мира»
искажает значение этого
стиха, добавляя слово «свои»,
которого нет в греческом
тексте):
Притом знаем, что
любящим Бога, призванным
по его изволению, все
содействует ко благу.
Не только в
«своих делах», но и вообще во
«всем» происходящем Бог
способен обернуть любые
условия — даже болезненные
или в некоторых случаях
трагические — ко благу
любящих его. Иногда нам
трудно поверить в это, но
если мы полностью доверимся
ему, то он сможет сделать это
и сделает. Несмотря на
перенесенные несчастья, Бог
может сделать нас лучшими
людьми, поможет извлечь из
испытания пользу. Время
подтверждает правдивость
его обещания, а надежда на
него дает нам смелость
продолжать свое служение,
веря в его любовь.
Не следует,
однако, ожидать от Бога того,
что он не обещал. Мы
обманываем самих себя, если
ожидаем, что Он выведет нас
из одной организации, ложно
утверждающей, что она имеет
ответы на все вопросы,
навязывающей своим членам
ложное единство, обязывающей
их исповедовать «одни мысли»
в учении под угрозой
организационных санкций,
неодобрения или даже
изгнания,— и затем приведет
нас в другую организацию, уж
на этот раз действительно
имеющую ответы на все
вопросы и обладающую
абсолютным и всеобщим
единством по каждому
вопросу. Если прочесть
послания апостола Павла,
написанные им в первом
столетии, то станет ясно, что
не все в собраниях имели
одинаковые взгляды. Притча
Иисуса о «пшенице» и
«плевелах» ясно показывает,
что желающий найти
«идеальную» организацию,
состоящую только из истинных
христиан, и обучающую только
правде, просто питает
необоснованные ожидания.
Ниже я цитирую
слова из письма,
отправленного когда-то
одному человеку:
Должен,
однако, спросить:
действительно ли вы
верите, что Иегове угодно,
когда Его связывают с
некоей человеческой
организацией, основанной в
конце 1800-х годов, так что
все мысли о Нем, и все
взгляды и чувства к Нему
должны быть безраздельно
связаны с этой религиозной
организацией? Если
окажется, что вопреки
своим утверждениям,
организация Свидетелей
Иеговы не является
единственным каналом Бога,
утратит ли Бог, на которого
вы полагались большую
часть своей жизни, место в
вашей жизни? Разве Его
доброта, любовь и другие
качества могут быть
неразрывно связаны лишь с
какой бы то ни было
религиозной системой?
Какое есть подтверждение в
Писании для существования
такого ограниченного Бога?
Зачем, говоря словами
одного исследователя
Писания, «прятать Бога в
коробке»? Понятно, что
организация Сторожевой
башни развивает такой
взгляд в своих
последователях, но разве
учили ему Иисус или его
апостолы? Если со сменой
религии — любой
религии — Бог исчезает из
жизни человека, то ясно,
что такой человек смотрит
на Бога через особые очки,
а не прямо, как Его
служители на протяжении
веков (Сравните с Иов 42:5;
Псалом 11:7; 2 Коринфянам
3:12-18). И если сегодня мы
теряем сосредоточенность,
то это происходит из-за
прежних религиозных
искажений, а не из-за того,
что к этому нас подтолкнул
путь истины.
Полагаю, что
поднятые вопросы,
безусловно, должны быть
рассмотрены каждым
человеком самостоятельно.
Никто не может передать
свою убежденность другому
лицу. Я думаю также,
очевидно, что вся наша
предыдущая жизнь и
воспитание неизбежно
оказывают влияние на
взгляды, которых мы
придерживаемся сегодня.
Итак, с каким бы вопросом
мы ни столкнулись, сначала
нужно постараться понять,
как наше прошлое может
помешать нам ясно
воспринимать
действительность. Иначе
складывающаяся перед нами
картина будет в какой-то
мере искажена.
Я не верю, что
вера и воля —
взаимоисключающие
понятия. Я не верю, что мы
можем ходить путем веры, не
проявляя при этом твердой
воли и решительности.
Никто из служителей Бога,
чья вера поставлена нам в
пример, не был
слабовольным человеком
(Сравните Евреям 11:32-40).
Однако эти люди верили в
существование силы,
превосходящей
человеческую волю. Когда
сила человеческой воли
оказывалась
недостаточной, они взирали
на источник более
могущественной силы и
превозмогали лишения,
которые могли бы сломить
простого человека.
Рассчитывая на Божью
помощь и силу, они были
готовы встретить
отверженность, изоляцию,
жить в пещерах и земляных
норах. Только если мы
поймем, что жизнь
христианина — это
духовное путешествие,
странствие, и что все
испытываемые трудности
могут служить нам на благо,
только тогда мы сможем
пройти свой путь с
душевным миром и
спокойствием сердца
(Евреям 12:3-13).
Духовная
зрелость подобна зрелости
физической, душевной и
эмоциональной. Ее развитие
нельзя ускорить, для этого
требуется время. Родители
не станут сверх меры
убыстрять нормальный ход
роста своего ребенка, так
же не стоит гнать и себя. Я
верю, что простое чтение
Писания и размышление над
его общим смыслом (без
специального
лингвистического или
грамматического анализа
отдельных слов) поможет
освободить ум от
надуманных взглядов и
обрести свежее понимание.
Я не рекомендую
использовать «Перевод
нового мира» не из-за
каких-либо его
недостатков, но потому что
при чтении этого знакомого
для Свидетелей перевода
труднее освободиться от
старого духовного багажа.
Я написал вам уже
несколько страниц, но
главное, что я стараюсь
донести, состоит в том, что,
на мой взгляд, людям
сегодня вовсе не нужно
стремиться узнать мои
взгляды (или взгляды
любого другого человека).
Людям необходимо читать и
принимать к сердцу слова
Сына Бога и его апостолов,
находящиеся в Писании.
Именно эту мысль я
стремился донести, успешно
или нет, в двух написанных
мною книгах.
Я был впечатлен
утверждением из книги
профессора Даниеля Тейлора «Миф
определенности» [The
Myth of Certainty]:
Первичная
цель всех человеческих
институтов и субкультур
состоит в самосохранении.
Сохранение веры является
центральным в Божьем плане
человеческой истории;
сохранение конкретных
религий — нет. Не
рассчитывайте, что
руководители таких
институтов обращают
внимание на эту разницу.
Для выполнения своей цели
Богу не нужен какой-либо
конкретный человек,
церковь, деноминация,
вероисповедание или
организация. Теми, кто
готов к использованию им
(во всём их многообразии),
он будет пользоваться, тех
же, кто стремится к своим
собственным целям, он
оставит самим себе.
Несмотря
на это, для многих
подвергать сомнению
человеческие институты —
это то же самое, что
нападать на Бога, а этого
нельзя долго терпеть. […] В
сущности, они защищают
самих себя, свой взгляд на
мир, своё чувство
безопасности. Религиозные
организации дали им смысл,
чувство значимости, иногда
карьеру. Если кто-то
угрожает всему этому,
значит он действительно
угроза.
Этой
угрозе противостоят силой,
часто ещё даже до того, как
она всплывет на
поверхность. […]
Учреждения наиболее явно
проявляют свою силу, когда
формулируют и
истолковывают правила для
субкультуры, а также
настаивают на их
выполнении.
Мы
знаем о правдивости этих
слов благодаря своему
знакомству со Свидетелями
Иеговы, с их организацией и
вероучением. Но не следует
близоруко забывать, что эти
высказывания применимы и в
более широком религиозном
контексте.